Паломникам

Правила проживания на территории
Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря

Правила поведения существуют в любом семейном общежитии. Монастырь – это большая семья, собранная Богом для достижения высшей цели жизни каждого человека – спасения его бессмертной души. Поэтому здесь, как нигде более, нужен стройный распорядок и правила жизни, максимально способствующие достижению этой цели. Для этого и составлены настоящие «Правила проживания» на территории нашего монастыря. Каждому насельнику монастыря следует внимательно изучить их и стараться ими руководствоваться в своей повседневной жизни. Для тех, кто решил посвятить свою жизнь Богу и готовится к вступлению в монашеский чин, исполнение этих правил поможет легче настроиться на предстоящий подвиг. Для тех, кто не собирается в дальнейшем принимать монашество, эти правила помогут устроить свою будущую жизнь в миру таким образом, чтобы им было легче сопротивляться его злым обычаям и проводить спасительную жизнь.

Прибытие – убытие. Правила проживания

Паломникам, прибывающим в монастырь для проживания, необходимо зарегистрировать свое прибытие у гостиничного, получить у него ключ от кельи и постельное белье  для дальнейшего проживания. Самовольный переход в другие кельи для проживания не благословляется. Если у кого-то возникнет уважительная причина для смены кельи, следует получить разрешение на это у гостиничного или у благочинного. При убытии из монастыря следует поставить в известность об этом гостиничного, сдать ему ключи, постельные принадлежности, инструмент, рабочую одежду и другие выданные вещи, зарегистрировать свое убытие.
 Паломники, проживающие в монастыре более двух дней, переводятся в разряд трудников и направляются на послушания в общем порядке, за исключением людей, не способных выполнять послушания по болезни. Послушания распределяются ответственным за послушания на разводе после утренних молитв и завтрака. Трудники сдают паспорта или иные документы, удостоверяющие личность, гостиничному и получают их на руки при отъезде или при иной необходимости.
Входить в кельи к братии следует с молитвой: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас», – только после получения ответа: «Аминь».

На территории монастыря и в местах исполнения послушаний
запрещается:

- находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- курить;
- сквернословить, ругаться нецензурной бранью;
- драться и скандалить между собой.
Нарушители сего подлежат строгому наказанию или немедленному удаления из монастыря.
По традиции всех монастырей, от древних до современных, вор, блудник и бунтовщик непременно изгоняются из обители.

В монастыре не благословляется:

- находиться в хозяйственных помещениях: на кухне, в бане, прачечной, рухольной, складах, мастерских, если этого не требует послушание;
- находиться в братском корпусе в рабочее время, за исключением  больных и исполняющих послушания в корпусе;
- просматривать фильмы, прослушивать музыку и радиопередачи светского содержания;
- держать в кельях видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, «ноутбуки» без разрешения игумена.
- выходить за территорию монастыря без разрешения, если это не свя-зано с послушанием;
- самовольно переходить с одного послушания на другое и выполнять самочинные работы, не согласованные с ответственными лицами;
- вести себя вызывающе, дерзко, вольно: громко разговаривать, смеяться, спорить, рассказывать анекдоты непристойного содержания, толкаться, хватать других за руки или другие части тела.
- лузгать семечки, жевать жвачки;
- ходить полураздетым или носить одежду, не соответствующую мона-стырскому укладу жизни: шорты, майки и проч., находиться в головных уборах в братском корпусе.
-  ходить по чужим кельям и монастырю после отбоя, кроме неотложных нужд.
- принимать пищу или пить чай в кельях или в не установленных для этого местах, за исключением больных, которым приносит пищу по благо-словению благочинного специально выделенный для этого брат.

Молитва и труд

Следует во всех обстоятельствах твердо помнить, что мы собрались в монастыре не для работы, или отдыха, или иных мирских целей, но для спасения души. Главные средства для этого – молитва и труд во славу Божию.
Самое важное дело в монастыре – совместная молитва. Без молитвы пребывание в монастыре теряет смысл. Поэтому тех, кто без уважительных причин пропускает обязательные молитвы, отправляют из монастыря. Обязательное посещение храмовых богослужений установлено для воскресных дней, двунадесятых, некоторых великих и храмовых праздников, дней памяти общепочитаемых или местных святых, по благословению игумена. Обязательным для всех насельников является посещение утреннего и вечернего правила. Молитве следует уделять главное внимание, так как по ее качеству можно судить о преуспеянии в духовной жизни. Молиться следует не только на богослужениях и братском правиле, но и в келье, и во время труда и отдыха. Не начинайте никакого даже малого дела без крестного знамения и молитвы. Для этого используйте краткие молитовки: «Господи, благослови»; «Господи, помоги»; «Господи, вразуми» и др. Во время работы старайтесь творить вслух или про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», – или ее сокращенные варианты. По окончании дела не забывайте поблагодарить Бога за помощь и вразумление: «Сла-ва Тебе, Боже наш, слава Тебе»; «Благодарю Тя, Господи» и проч.
Братская трапеза есть продолжение молитвы. Поэтому за трапезой следует сохранять безмолвие, внимая предлагаемому чтению из житий святых или иных душеполезных книг. Чтецы назначаются игуменом и должны внятно, громко, не торопясь прочитывать назначенное им чтение. Присоединение к трапезе опоздавших и преждевременное удаление с трапезы производится только по благословению старших, присутствующих на трапезе. Опаздывающие на трапезу без уважительных причин могут остаться без еды.
Монастырь – это малая Церковь, в которой глава – Христос, а вся братия – Его тело (1 Кор. 12,12). И как в наших телах  все члены находятся на своем месте и без взаимной зависти и вражды исполняют то, что им предназначено, так и все мы делаем одно общее дело Божие, и каждый должен старательно исполнять все порученное ему, зная, что в монастыре нет работ не престижных, не важных, не интересных, памятуя на каждом рабочем месте о том, что «проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48,10). Все мы являемся членами единого тела, поэтому «страдает ли один член, страдают с ним все члены», и о «менее совершенном» требуется и «большее попечение», так чтобы «все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12,24-26). «Служите друг другу, каждый тем даром, который получил», увещает апостол Петр (1 Пет. 4,10), и мы свое послушание должны нести как служение Богу и ближнему.
Исходя из этого, будем хранить мир между собой, слушаться старших по послушанию, избегать ссор и конфликтных ситуаций, помогать друг другу, терпеливо относиться к чужим недостаткам. При невозможности самостоятельно разрешить возникающие конфликты следует обращаться за помощью к игумену или старшим братиям. Следует подражать святым отцам, которые считали, что лучше нанести вред делу, даже весьма важному, чем душе – своей или тех, кто трудится рядом, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16,26).
Следует бережно относиться к монастырскому имуществу, памятуя о том, что все оно является достоянием Божиим, поэтому мы дадим ответ за каждую, даже малозначительную вещь, которая дается нам в пользование из руки Самого Бога. Еще более внимательно необходимо относиться к тому, что мы говорим, потому что «за всякое праздное слово» дадим ответ на Страшном Суде (Мф. 12,36). К праздным относятся слова ропота, осуждения, злобы, лукавства, смехотворства, наушничества, ябедничества, сквернословия и множества других, которые мы произносим без страха Божия и благоговения друг к другу.
«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу; потому что любовь покрывает множество грехов» – обращается к нам апостол Петр (1 Пет. 4,8). Любовь – это та самая соль, без которой церковный организм загнивает и смердит, отпугивая от себя неверующих или невоцерковленных людей, которые внимательно присматриваются к нашей жизни и пристрастно судят о ней. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,35), – говорит Сам Господь. И хотя в окружающем нас мире любовь, по слову Божию, все более иссякает (Мф. 24,12), будем стараться в меру наших сил оказывать друг к другу любовь, без которой все наши даже очень важные дела окажутся бессмысленными (1 Кор. 13,1-3).



                                                            И.о. игумена монастыря                иеромонах Иринарх

Комментарии

Календарь

Популярные сообщения из этого блога